Участок одной из главных городских артерий, оживленная автомобильная магистраль, соединяющая западные районы Амстердама и исторический центр города. Улица Радхёйзстраат относится к району Грахтенгордел-Вест и пересекает все три главных канала вокруг городского ядра. Она ограничена с востока площадью Дам и улицей Ньювезайдс Ворбургваль, а на западе — каналом Кейзерграхт и одноименной улицей.

История

Название улица получила в честь дворца на площади Дам, в котором до 1808 года находилась ратуша (Raadhuis). На протяжении последних 200 лет в здании размещается Королевский дворец с великолепной картинной галереей.

В конце XIX века было решено организовать прямой маршрут от площади Дам на запад, чтобы обеспечить транспортное сообщение с Гарлемом и Зандвортом. Строительство Радхёйзстраат началось в 1894 году с того, что был засыпан канал Вармусграхт между Сингелем и Херенграхтом. Дома, стоявшие на этом исчезнувшем канале, до сих пор можно увидеть по адресу Raadhuisstraat 16 и 18. Между Херенграхтом и Кейзерграхтом были снесены многие старинные дома, чтобы проложить S-образный участок новой улицы.

Улица Радхёйзстрат в Амстердаме3

За Кейзерграхтом улица продолжается как Вестермаркт. На этом фрагменте в 1890 году был осушен канал Розенграхт, существовавший с XVII века и очень сильно загрязненный сточными водами. Далее название улицы меняется на Де Клеркстраат: этот участок был также построен в 1895 году. Примечательно, что в доме вдоль Розенграхта последние годы жизни, с 1656 по 1669 годы, провел Рембрандт ван Рейн.

5 ноября 1896 года Радхёйзстраат была открыта для движения. В городских архивах бережно хранятся фотографии канала Вармусграхт, сделанные Якобом Олли в 1894 году, и этапов строительства участка между Херенграхтом и Кейзерграхтом, запечатленные крупным представителем амстердамского импрессионизма Георгом Хендриком Брейтнером (1875-1923). Фотоснимки «уличного живописца» Брейтнера являются бесценными источниками сведений о жизни и быте Амстердама на рубеже столетий.

Трамвай

По улице Радхёйзстраат проходят трамвайные линии 13, 14 и 17. Первый конный трамвай между площадью Дам и Билдердайкстраат появился в 1896 году. В 1902 году маршрут был удлинен и электрифицирован. В 1904 году, наряду с европейской колеей амстердамского трамвая, появилась метровая колея для трамвайной ветки Амстердам – Гарлем – Зандворт. По ней ходил так называемый «Синий трамвай», ставший городской легендой и обросший анекдотами. Трехколейка на Радхёйзстраат просуществовала до 1957 года.

Современное состояние

В 1899 году на месте разрушенных домов, по адресу Raadhuisstraat 21–55, была воздвигнута торговая галерея по проекту выдающегося архитектора Адольфа Леонарда ван Гендта. Сегодня в оживленных аркадах находятся многочисленные бутики и сетевые магазины. На Радхёйзстраат размещаются отели, привлекающие туристов удобным транспортным сообщением с центром Амстердама. Верхние этажи многоквартирных домов на Радхёйзстраат занимают частные апартаменты.
Улица Радхёйзстрат в Амстердаме

Улочки, отходящие от Радхёйзстраат, носят названия в честь многочисленных кожевенных мастерских, которые когда-то работали в этом районе. С юга к улице примыкает квартал «Девять улочек», известный своими магазинами товаров ручной работы, бутиками и кафе.